Jos The Boss. История одного пожара, или первый голландец на подиуме Формулы-1


Опубликованно 06.05.2018 14:15

Jos The Boss. История одного пожара, или первый голландец на подиуме Формулы-1

Пылающий болид Йоса Ферстаппена на Гран-при Германии-1994 / f1bild.de

Задолго до того, как на свет появился кумир многотысячной оранжевой армии фанатов Макс Ферстаппен, нидерландские болельщики Формулы-1 поддерживали человека, который стал далеко не первым, но на то время – самым успешным пилотом из страны тюльпанов и ветряных мельниц. Поразительно, но из десятка его соотечественников, стартовавших в королевских автогонках до его пришествия, лишь знаменитая теперь фамилия Ферстаппен подарила оранжевым первый подиум. Однако всего за две недели до первого исторического третьего места Йоса Ферстаппенана Гран-при Венгрии, в Германии произошел инцидент, который чуть не оставил Нидерланды без кумира, известного под доминирующим прозвищем Jos The Boss.

В 46-й день рождения старшего Ферстаппена XSPORTвспоминает самый ужасный гоночный инцидент в карьере голландского гонщика, который едва не поставил крест на его попытке покорить Большой Цирк.

Команда Benetton стала первым пристанищем молодого гонщика / f1-history.deviantart.com

В Формулу-1 почти 22-летний Йос Ферстаппенпришел в ранге чемпиона немецкой Формулы-3, где он с восемью победами и наибольшим числом поулов на 41 балл опередил ближайшего из своих соперников. Его попадание в королевский чемпионат не стало случайностью. Еще в сентябре 93-го на треке «Эшторил» болид Footwork (Arrows), пилотируемый голландцем в рамках тестовой программы, показал феноменальный результат круга, который позволил бы Йосу без проблем квалифицироваться на минувшую гонку чемпионата. Всего 0.7 секунды отделили его от квалификационного времени боевого пилота Дерека Уорика, что было феноменальным результатом для первой попытки! Еще одни тесты закончились не очень удачно, но уже после их завершения Йос названивал боссам всех команд, в итоге выбив себе место тест-пилота в Benetton, коллективе, где блистал Михаэль Шумахер.

Долго сидеть «на лавочке запасных» молодому тест-пилоту не довелось, и уже в первой и второй гонке сезона-1994 Йос вышел на старт в ранге боевого гонщика, заменив травмировавшегося на тестах финна Джей-Джей Лехто. Две квалификации в топ-10 не дали результатов в гонке (оба раза Йос завершал заезд досрочно, по сути – из-за собственных ошибок), но уже к Гран-при Франции Ферстаппен снова вернулся за руль болида – теперь уже на постоянной основе, так как финский гонщик команды лишился места в кокпите из-за плохих результатов. Теперь лишь нехватка гоночного опыта препятствовал Йосу в завоевании высоких мест на финише, хотя квалификации он по-прежнему проезжал на высшем, как для дебютанта, уровне.

Однако Гран-при Германии на треке «Хоккенхаймринг» мог раз и навсегда оборвать едва начавшееся шествие голландского пилота в самых престижных гонках мира.

Одна ошибка едва не стоила десятков жизней

Первая треть гонки, на которую Йос квалифицировался аж 19-м (один из худших результатов голландца в то время), близилась к своему завершению. В боксах команды Benetton царила полнейшая концентрация. Механики только что провели безупречный пит-стоп для будущего чемпиона мира Михаэля Шумахера и ожидали остановку для дозаправки болида с бортовой шестеркой, который за 14 кругов отыграл 14 позиций. Когда Ферстаппен появился на пит-лейн, механики уже ждали его. Один из них – Саймон Морли. В конюшне Росса Браунаон отвечал за важнейшую и опаснейшую в те времена миссию – работу с заправочной установкой. «Десять секунд, он уже на пит-лейн», слышал Морли в своих наушниках команду голландского инженера Йоса Кристиана Силка. Как обычно, отработанным движением он подсоединил шланг к соплу автомобиля, но что-то пошло не так. «Кишка» никак не хотела держаться в баке, в то время как топливо волной окатило болид, асфальт и команду механиков.

В спешке многие участники того ужасного инцидента сперва подумали, что сверху кто-то пролил на них воду, но случившееся нарушило всю логику.

«Я оцепенел. Чтобы из заправочного шланга беспрепятственно лился бензин – такого просто не могло быть, ведь при отсоединенном шланге клапан (защитный клапан внутри шланга, прим.) должен захлопнуться, – вспоминал в своей книге Стив Мэтчетт, механик, в тот день орудовавший задним домкратом. – Но то, чего не могло быть, происходило прямо на моих глазах. Топливо заливало все вокруг: машину, Йоса и нас самих. Несколько следующих секунд превратились в вечность, все происходило словно в замедленном воспроизведении. Сначала я даже не поверил, что это бензин… Мелькнула мысль, что, может быть, кто-то облил нас водой сверху. Только через несколько секунд я окончательно осознал, что происходит».

Механики, возившееся с колесами, позже всех поняли, что происходит. Но их реакция на увиденное не заставила себя ждать: все, кроме гонщика и тех, кто удерживающих болид на домкрате, мигом отскочили от автомобиля. Ничего не происходило. Секунда, две. Команда снова готова броситься к болиду, дабы завершить работу, но именно в этот момент топливо воспламенилось, ослепив всех яркой вспышкой. Огненный шар открыл свидетелям происшествия ужаснейшую картину: члены команды и мчащиеся им на помощь механики из соседних боксов пытались сбить пламя с пылающих комбинезонов, гонщик все еще находился в кокпите, а все вокруг автомобиля буквально напоминало ад. Эти несколько секунд действительно казались долгими часами.

Самый страшный момент гонки на треке "Хоккенхайм" / f1-history.deviantart.com

Приподнятое во время пит-стопа забрало гоночного шлема стало причиной ожогов лица, так как капли топлива успели попасть Йосупод шлем. Но своевременная помощь координатора команды Грега Филда, который разрядил 20-килограмовый огнетушитель в эпицентр пожара, позволили Ферстаппену отделаться только легкими, хоть и неприятными травмами. Больше всех пострадал Саймон Морли, получивший самые серьезные ожоги. Он был доставлен в госпиталь на вертолете, где ему оказали профессиональную помощь.

«Когда вспыхнул огонь, я потерял голову. Несколько следующих секунд показались мне вечностью», – вспоминал Йос.

В стрессовой ситуации молодой пилот растерялся, забыв отсоединить руль. Лишь только благодаря противопожарному комбинезону и помощи команды ему удалось фактически не пострадать.

Расследование FIA привело к заключению, что защитный клапан в рукаве заправочного шланга не закрылся из-за намеренно удаленного фильтра, дабы сэкономить время на пит-стопе. Команду Benetton едва не лишили чемпионского звания за это нарушение, которое было обходом правил регламента. Однако и в этом случае обошлось без жертв.

Уже в следующей гонке Ферстаппенснова вспыхнул искрой, но на сей раз лишь образно. В первый и последний раз в своей карьере Jos The Boss поднялся на подиум, завоевав третье место Гран-при Венгрии. Этот пьедестал на долгие 22 года стал единственным в активе гонщиков из Нидерландов (по факту Йос завоевал третье место и в следующей гонке чемпионата-1994, но на подиум он не поднимался, так как решение о дисквалификации Михаэля Шумахераприняли уже после церемонии награждения).

Дальнейшая карьера голландца сложилась не наилучшим образом. В ней уже не было подиумов и сотрудничества с легендарными гонщиками, а за семь последующих лет в Больших Призах Ферастаппен набрал всего семь очков. К счастью для него самого, не совсем удачная карьера закончилась по собственному желанию, а не была прервана несчастным случаем на горячем Гран-при Германии-1994.

Первый нидерландский подиум в истории Формулы-1 / quora.com

В 96-м Йос Ферстаппенженился на картингистке Софи Кумпен, с которой познакомился еще в до-формульный период. Их брак просуществовал 12 лет, но подарил миру одного из самых талантливых молодых гонщиков современности – Макса Ферстаппена. Сын давно побил рекорды не только отца, но и более знаменитых гонщиков Формулы-1. К счастью, его карьерный путь не начался с такого ада, которым прошел испытание сегодняшний именинник Йос Ферстаппен.

Статистика выступлений Йоса Ферстаппена в Формуле-1:Сезонов в Формуле-1: 8(1994-2003)Команд: 6(Benetton, Simtek, Arrows, Tyrrell, Stewart, Minardi)Участий в гран-при: 107Набрано очков за карьеру: 17Подиумов: 2Кругов в гонке: 4497Пройденная дистанция: 21552км.Сходов: 59Наивысшая позиция на старте гонки: 6местоНаивысшая позиция на финише: 3местоСредняя позиция в квалификации: 17место Средняя позиция на финише гонки: 11место

Йос с супругой и новорожденным Максом Ферстаппеном / snaplap.net

Ранее вы могли читать о единственном гонщике из Африки, который сумел стать чемпионом мира вопреки всему.

Напомним, что недавно команда Макса Ферстаппенапоказала новый болид на сезон-2018.

Читайте также:



Категория: АвтоМотоСпорт